Патриотическое воспитание в МКДОУ - основа формирования будущего гражданина
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, своему селу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу или селу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, селу)
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Система работы по патриотическому воспитанию детей:
Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
- Воспитание человека, ведущего здоровый образ жизни.
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями села, с людьми ,прославивших своё село ;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
- Знакомство с военными профессиями, военной техникой
- Знакомство с земляками –защитниками Отечества.
Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном селе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;
- рассматривание семейных альбомов,альбомов об Армии, селе Городище, природе родного края ,
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (Городищенский Дом культуры, библиотека, музей)
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Семья. Детский сад. Родное село. Родная страна. Наша Армия
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
План работы по патриотическому воспитанию МКДОУ на 2020-2021 учебный год.
Месяц |
Содержание |
Сентябрь
3 сентября-День солидарности в борьбе с терроризмом. |
Беседа «Наша Родина – Россия».
Рассматривание иллюстраций с изображением Российского флага, герба. Слушание гимна.
Чтение пословиц, стихов о России.
Тематическая беседа «Терроризм»
Рассматривание иллюстраций. |
Октябрь |
Рассматривание иллюстраций с изображением различных уголков нашей Родины. Города – герои.
Разучивание пословиц о Родине.
Разучивание стихов М. Матусовского «С чего начинается Родина? |
Ноябрь
4 ноября-День народного единства
16 ноября -Международный день толерантности |
Дидактическое упражнение «Мы все равны».
Беседа с использованием презентации «Толерантность». |
Декабрь
1 декабря 120 лет со дня рождения военачальника Георгия Константиновича Жукова (1896-1974)
10 декабря День образования округа ХМАО-Югра
21 Декабря-120 лет со дня рождения военачальника Константина КонстантиновичаРокоссовского (1896-1968) |
Беседа «Россияне – Граждане России»
НОД «Маршал Жуков»
Мультимедийная презентация с.Городище
Беседа «Наш дом».
Мультимедийная презентация «Рокоссовский К.К.» |
Январь |
Чтение рассказов А. Митяев «Землянка», «Сестра», «Богатыри».
НОД «Школа разведки» |
Февраль
9 февраля-130 лет со дня рождения военачальника Василия Ивановича Чапаева (1887-1919)
|
Мультимедийная презентация «Чапаев В.И.»
Подготовка и участие воспитанников в фестивале Разучивание песни.Разучивание стихов.
Спортивно – музыкальный праздник «23 февраля»
НОД художественно - эстетическое развитие (аппликация) «Поздравительная открытка ко Дню защитника Отечества» |
Март
6 марта-80 лет со дня рождения лётчика-космонавта Валентины Терешковой (1937) |
Чтение рассказа Т. Кот «Школа в партизанском крае», чтение отрывка Я. Длуголетский «Миша едет к солдатам».
Презентация «Валентина Терешкова» |
Апрель
12 апреля День космонавтики |
Чтение отрывков Я. Длуголетский «Не потеряйте знамя», «Что могут солдаты»
Беседа «История космонавтики», рассматривание иллюстраций.
Видео «Космос и звездное небо»
|
Май
1 мая Праздник Труда
9 мая День победы |
Беседа «1 Мая»
НОД художественно – эстетическое развитие (рисование) «Салют – народу победителю».
Рассматривание иллюстраций «День победы»
Выставка рисунков и поделок «Салют – народу победителю»
|